ГЛАВНАЯ arrow Полезные статьи arrow Фокусы без иллюзий - Народный артист СССР А. АКОПЯН.  
17.10.2019
Сайт
ГЛАВНАЯ
Карта сайта
Поиск
Новости сайта
В Мире фокусов
Благодарности
Помощь сайту
Контакты
Информация
"СТАРЫЙ" САЙТ
ФОРУМ ФОКУСНИКОВ
ОБУЧЕНИЕ ФОКУСАМ
Фокусы с картами
Фокусы с монетами
Фокусы (разное)
Слейтинг
Ментальная магия
Street magic
Фокусы для сцены
Детские фокусы
Пикап (фокусы)
Математические
Шулерство
Интерактивные
Знай и Умей
Полезные статьи
Термины от A до Z
Фокусники (легенды!)
Хочу знать! (FAQ)
Мастерская фокусов
Видео с фокусами
Приколы и игры )))
Счетчики
Фокусы без иллюзий - Народный артист СССР А. АКОПЯН. Версия для печати
Рейтинг: / 20
ХудшаяЛучшая 
Робэр Уден ФОКУСЫ БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ

ФОКУСЫ БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ -- Народный артист СССР А. АКОПЯН.

Эту интересную статью из журнала "Наука и жизнь" за какой-то из 80-х (где-то 84-85 год) год ,прислал мне Блажиевский Алексей. Что интересно, именно эта статья и еще несколько других, подвигнули меня в сторону искусства фокусов. Прочитал сейчас вновь и прослезился. Рекомендую почитать раритет. Александр_босс


История фокусов насчитывает по край­ней мере пять тысяч лет. Считается, что на сегодняшний день придумано 150—300 тысяч иллюзионных аппаратных трюков и около 50 тысяч трюков, основанных на ловкости рук. В этом безбрежном океане мистификаций и чудес есть фокусы сверх­современные, использующие последние до­стижения техники, вроде поджаривания яичницы без огня (на самом деле тарелка с яичницей помещается в невидимое СВЧ поле), а есть старинные, которые и поныне остались неразгаданными.




от, скажем, фо­кусы Жан-Этьен Робер-Удэна, основателя современного иллюзионизма. Его трюки не
назовешь очень старинными, но, во всяком случае, вот уже сотню лет некоторые из них представляют собой неразрешимую за­гадку даже для профессионалов, лишний раз подтверждая ошибочность мнения, что нет такого старого фокуса, который не был бы сегодня разгадан. Трудно сосчитать, сколько оригинальных новинок выдал изо­бретательный ум Робер-Удэна. Один из знаменитых трюков — «Апельсиновое де­рево». Кто-то остроумно заметил, что го­ворить об Удэне и не упомянуть о его «Апельсиновом дереве» все равно, что рассказывать историю Америки, умалчивая о Христофоре Колумбе. На глазах у зри­телей Робер-Удэн насыпал в кадку землю, бросал туда зерно и несколько раз во вре­мя представления поливал его. В кадке по­являлся росток, он превращался в зеленый куст, зацветал, а затем покрывался апель­синами. Фокусник срезал их и угощал де­тей, пришедших на его выступление. Я побывал во многих странах, видел выступле­ния многих фокусников, но нигде до сих пор не встречал ничего подобного.

Но вернемся к нашим дням. Для удобст­ва дальнейшего изложения постараемся хотя бы в общих чертах классифицировать жанры, существующие в мире фокусов.

Что такое иллюзии и кто такие иллю­зионисты, наверное, известно всем. Это фокусники, выступающие со специальной аппаратурой, иногда весьма громоздкой. В недалеком прошлом в целях рекламы афиши сообщали, сколько вагонов хитро­умных приспособлений везет с собой тот или иной иллюзионист. Впрочем, и сейчас далеко не всегда дело обходится одним железнодорожным вагоном. Возьмите хотя бы хорошо известный аттракцион Кио. Во вре­мя его демонстрации на манеже и автома­шина, и лошади, и лев, и специальный кра­сивый пол, и телефонные будки, и всевоз­можные аппараты. К тому же иллюзионист действует не один, у него много ассистен­тов, помогающих в работе. У Эмиля Теодоровича Кио, основателя славной цирковой династии, во время первых выходов на манеж было 75 ассистенток. Ассистентки помогали скрыть от зрителей некоторые секреты, пока он не изобрел новые трюки, рассчитанные специально на цирковую арену.

Другая разновидность фокусов - микро­магия. Образно говоря, это настольная ил­люзия. В микромагии применяется анало­гичная аппаратура, что и на манеже, но только карманного размера. В аппарат, на­пример, можно зарядить лишь пару сига рет, а шарики меньше, чем шарики для пинг-понга. Микромагией занимаются, как правило, пожилые люди. На одном из меж­дународных конкурсов я наблюдал, как на сцену под руки вывели восьмидесятилет­него старца, что, впрочем, не помеша­ло ему стать одним из претендентов на приз.

Немного о факирах. Несколько десятков лет назад без них не обходилось ни одно представление. Правда, к настоящим индус­ским факирам они не имели отношения. Лишь непременные чалма, халат да выду­манные имена создавали подобие восточно­го колорита. Но надо отдать должное: то, что делали эти люди, было далеко не всег­да безопасно и просто. Факиры босиком ходили по раскаленным углям и битому стеклу, поднимались по лестничным сту­пенькам из отточенных сабель, откусывали зубами пластинки раскаленного железа и позволяли публике закапывать себя в землю на десятки минут. Все эти трюки много раз описаны в литературе. В наши дни факирские фокусы сошли со сцены, ибо артисты неоправданно рисковали здо­ровьем и даже жизнью, потрафляя вкусам самых невзыскательных зрителей.

Правда, некоторые факирские трюки те­перь обретают второе рождение, но, лишен­ные покрова таинственности, нередко вы­зывают лишь комический эффект. В своей программе «Лечение смехом» Олег Попов предлагал «дыхнуть» явившемуся к врачу пьянице, и когда тот следовал этому сове­ту, его насквозь проспиртованный выдох мгновенно воспламенялся от спички.

Отдельное место занимают фокусники Востока, особенно Китая. У них свой стиль, свои излюбленные трюки. Как наши малы­ши в детстве возятся в песке, так китай­ские мальчуганы уже с трех-четырех лет самозабвенно увлекаются фокусами. Китай­цы, пожалуй, непревзойденны, когда из «ничего» извлекают вазы с водой, из яиц выводят на манеже цыплят, забрасывают удочки в зрительный зал и вытаскивают оттуда живых рыбок. Обычно они рабо­тают на открытых площадках, вплотную окруженные публикой.

На открытом воздухе работают и фокус­ники в Индии. Заклинатели змей сидят пря­мо на земле, а рядом лежат их коленкоро­вые мешки, где есть все необходимое, что­бы начать представление. «Волшебную па­лочку» европейского мага им заменяет флейта. Подошедшие зрители кидают день­ги. Фокусникам нужно не только прокор­мить себя, но и обновлять реквизит. После каждого представления им приходится по­купать новую кобру - в репертуаре почти у каждого из них битва змеи с мангустом, в которой кобра погибает. Фокусники гло­тают камешки, живых рыбок, демонстри­руют другие факирские трюки.

Золотая медаль имени Робер-Удэна.
Фран­цузская ассоциация артистов-престидижита­торов
награждает ею лучших мастеров мани­пуляции.

Ну и, наконец, о деле, которым зани­маюсь сам и которое люблю, естественно, больше всех других специальностей фокус­ников, - о манипуляции. Манипулятор, или как его еще называют, престидижитатор (быстро действующий пальцами) - это че­ловек, который демонстрирует фокусы без всякой аппаратуры, полагаясь только на ловкость своих рук. В Париже, где я одной рукой манипулировал двумя колодами карт, даже маститые фокусники просили пока­зать, нет ли у меня на руках каких-нибудь особых приспособлений. Когда в манипуля­тора впиваются тысячи глаз, он все-таки умудряется отвлечь внимание от того, что им не положено видеть. Обычно манипу­ляторы используют мелкие вещи - карты, шарики, монеты, платки, ленты.

Говоря о работе фокусника, можно доба­вить, что некоторые из них использовали для своих трюков трансформацию, чревове­щание и мнемотехнику (когда помощник с помощью специального кода позволял иллюзионисту без ошибки называть пред­мет, загаданный в другом конце зала). Но эти приемы к иллюзии ни малейшего отно­шения уже не имеют.

Среди иллюзионистов есть немало вир­туозов, чьи имена прославились на весь мир. В конце прошлого века в России гаст­ролировал представитель известной фами­лии фокусников Александр Германн. Та­лантливый лингвист, он без запинки вла­дел русским, немецким, французским, анг­лийским, итальянским, испанским, порту­гальским, голландским, шведским, китай­ским, арабским языками и, не нуждаясь в переводчиках, сам находчиво и остроум­но вел программу. Александр Германн сла­вился своими чудачествами. Однажды, при­творившись неумелым карманником, Гер­манн попал в руки городового. Пока они шли в участок, вещи пострадавшего оказа­лись в карманах полицейского, а принад­лежащие блюстителю порядка - у того, ко­го якобы обокрали.

О завтраке Германна в ресторане Дюссо рассказал журнал «Всемирная иллюстрация». Когда официант подал Германну не­большое блюдо с яйцами всмятку, тот про­вел над ним рукой, как бы выбирая яйцо, после чего блюдо вдруг оказалось пустым. Официант остолбенел. Но все кончилось благополучно, и яйца возвратились на стол, извлеченные из галстука одного из присут­ствующих. Затем, проделав массу фокусов с картами, Германн предложил одному из своих спутников накрыть шляпой бокал с шампанским. Когда тот поднял шляпу, вместо бокала на столе оказался ботинок фокусника.

А. Акопян

А. Акопян у одного из шкафов с реквизи­том.

Его коллекция насчитывает около ты­сячи фокусов.

— Извините, господа! — произнес Гер­манн, взял ботинок и надел его на разутую правую ногу. Бокал с шампанским он до­стал из-за пазухи.

Чтобы поставить последнюю точку под рассказом об Александре Германне, добав­лю только, что в те годы профессор Джа-стров опубликовал специальное исследова­ние о руках фокусника.

В начале века подлинным корифеем в мире магии и иллюзии сделался венгр Гар­ри Гудини. В английском языке появился даже специальный глагол «гудинизировать-ся», что означает выпутаться, вывернуться, выскользнуть. Дело в том; что Гудини ос­вобождался от любых цепей и наручников, выходил из тюремных камер и наглухо закрытых помещений, сброшенный в воду в запертом ящике, оказывался вне его, не нарушив ни одного из запоров. В 1903 году Гудини побывал в России и, несмотря на все ухищрения тюремщи­ков, решивших посостязаться с фокусником, вышел из камеры Бутырской тюрьмы, как выходят в сад сквозь открытую дверь ве­ранды. В письме Жану Кароли, издателю парижского журнала «Иллюзионист», Гуди­ни написал: «Вчера вечером я освободил­ся из камеры той тюрьмы, из которой за­ключенных пересылают в Сибирь. Меня раздели донага. Безрезультатного обыска, которому меня подвергли агенты русской тайной полиции, я никогда не забуду. Мне приходилось испытывать ту же операцию в полицейских участках почти всего мира, но подобного варварства я не видел ни­где».

Гудини ушел из жизни, унеся с собой тайны своих сногсшибательных трюков и легенд. Впрочем, в завещании он написал, что его секреты перестанут быть секрета­ми в столетнюю годовщину со дня его рож­дения, когда будет вскрыт сейф в одной из нотариальных контор Нью-Йорка. Несколько десятилетий любители фокусов тешили себя надеждами, что в апреле 1974 года тайны Гудини раскроются. Но сейф оказался пу­стым. Великий мистификатор остался верен себе, обманув сразу сотни миллионов лю­дей, чего ему еще не удавалось сделать при жизни.

Примерно за год до этого в одной из на­ших газет появились две корреспонденции. В первой говорилось, что фантастический трюк Гудини повторил аспирант факульте­та прикладной психологии Калькуттского университета Пролил. В сундуке из тол­стенных досок, края которого были обиты угольниками из железа, закрытый на пять замков, принесенных зрителями, Продип был спущен в Бенгальский залив. А через пару минут над волнами показалась его го­лова. Извлеченный из воды сундук и все запоры оказались совершенно целыми и невредимыми.

А чуть позже та же газета сообщила, что трюк с сундуком повторил в Алма-Ате Асембек Джумабаев, уже имевший до это­го ряд оригинальных изобретений. Только освобождение проходило не в водной пу­чине, а в комнате, закрытой для посторон­них. И снова ни сундук, ни замки не бы­ли повреждены.

У меня в квартире есть шкафы, которые снизу доверху забиты разной иллюзионной аппаратурой. Когда бывает настроение и время, я с удовольствием показываю все это хозяйство знакомым.

Вот обыкновенная на взгляд бутылка из-под «Советского шампанского». Наверное, это дальняя родственница той самой бу­тылки, из которой Александр Германн, по желанию публики, наливал то лимонад, то водку, то шампанское. А вот аппарат для «печатания» денежных купюр. Должно быть, подобную штучку купили у иллюзио­ниста Касфикиса два нэпмана, заплатив за нее баснословные деньги. Но, покупая, они не учли одного — аппаратура фокусников действует только в руках самих фокусни­ков. А вот пистолет, из которого можно стрелять в своего ассистента, а тот будет ловить пули ртом. Очевидно, подобное ору-

жие применялось против «Паганини фокус­ников»— Бартоломео Боско, когда он, стоя под дулами, складывал летящие в него пу­ли на тарелочку.

Я не занимался точными подсчетами, но, думаю, в моих шкафах добрая тысяча трю­ков, которые в разное время показывали разные фокусники, в том числе и я. Есть здесь платок, который подбрасывают в воз­дух, и он превращается в тросточку. Есть исчезающий на глазах игральный кубик. Ступки, в которых толкут взятые у зрите­лей часы. Стаканы, полные чернил, куда окунают белоснежные платки и вынимают их такими же белоснежными.

А вот экспонат, который вызывает неиз­менный интерес всех, кто его видит. Пред­ставьте себе крепко, без малейших щелей сколоченный ящик. Набейте, если хотите, на его края железные уголки. Окантуйте по бокам железными полосами. Крышка, которая наглухо прихлопывает ящик, сде­лана из трех толстенных широких досок. Впрочем, все доски здесь толстенные. Это и есть знаменитый сундук, подобный сун­дуку Гудини. На него навешивают амбар­ные замки, ключи от которых находятся в руках зрителей. Когда-то и меня припе­чатывали в таком сундуке, но я все равно ухитрялся выбираться. Весь секрет в сред­ней доске задней от зрителей стенки. Сред­няя доска, на первый взгляд вплотную при­гнанная к остальным, открывается внутрь. В образовавшуюся широкую щель свободно вылезет любой человек, если, конечно, это не Гаргантюа. Затем доска при помощи скрытых шарниров возвращается на место. Разгадка этого фокуса, который делал Гуди­ни и его последователи, известна. Но вот вам трюк француза Буатье де Кольта, ста­вивший всех в тупик. В центре залитого светом манежа Буатье де Кольта поднимал­ся по шестиметровой лестнице, укреплен­ной боковыми растяжками. И вдруг за не­сколько ступенек до вершины исчезал, как бы растворившись в воздухе. Умерев, он не оставил описания своего уникального но­мера.

Многие старые фокусы остаются с нами и по сей день, не ощущая тяжести лет. По меньшей мере несколько сотен лет трю­ку «распиливание женщины». Не раз его раскрывали на манеже, давали разгадку в книгах. Суть состоит в том, что женщина влезает в ящик для распиливания, высовы­вает голову с одной стороны, а ноги под­жимает под себя калачиком. С другой сто­роны ящика торчат ноги другой ассистент­ки, заранее забравшейся в противополож­ный конец аппарата и тоже там плотно сжавшейся. Пила ходит между ними, со­крушая фанерные стенки.

Время и вкусы публики заставляют иллю­зионистов иначе подавать давно известный трюк. Эмиль Кио делает «двойное распили­вание». Клоуны решают подшутить над фокусником и, когда он уходит за кулисы,

меняют распиленные половинки двух ящи­ков. Иллюзионист возвращается на манеж и завершает трюк, и тогда из ящиков вы­скакивают его помощницы, составленные из разных половинок друг друга. Причем каждая половинка одета в свой ко­стюм.

А в Карловых Варах на одном из фести­валей фокусников я увидел совершенно иной вариант распиливания. Американский иллюзионист Джон Бутц отказался от вся­ких ящиков. На сцену выносили обыкновен­ную кушетку, на которую ложилась девуш­ка. Ее укрывали, оставляя открытыми лишь ноги и голову. Включали электропилу, и ее воющий диск все глубже уходил в «те­ло распиливаемой». Из-под пилы во все сто­роны летели ярко-красные капли. Зрелище было эффектным, но, мягко говоря, малоэстетичным. Затем на тахту снова накиды­вали покрывало, и ассистентка тут же вста­вала, раскланиваясь направо и налево.

Секрет прост. Как только помощница иллюзиониста скрывалась под накидкой, середина кушетки уходила вниз, и женщи­на как бы складывалась углом, подставив вместо себя каркас. В него, а также в пла­стиковый мешочек с клюквенным соком и вгрызалась пила.

Простота секрета — это первое и непре­ложное правило любого трюка. В век электроники люди привыкли ломать голо­ву над сверхсложными вещами, а нехитрые уловки иллюзиониста часто проходят че­рез их сознание, как вода сквозь сито. Но и голой техникой ныне никого не удивишь. Ее нужно сдобрить вкусным цирковым соу­сом, тогда эта техника будет принята на манеже. Именно поэтому мне нравится аттракцион Отара Ратиани «Человек-неви­димка», где занимательные трюки подчине­ны сюжету спектакля.

Р.Уден

Трюк Робер-Удэна «мгновенное выращива­ние апельсинового дерева»

Поиск нового идет в разных направле­ниях. Но иногда явно уводит не в ту сторону. Порой на афишах можно встретить имена загадочных личностей, наделенных чуть ли не колдовскими способностями. Тут и обладатели «экстрасенсорной си­лы», и «телепатического дара», и «яснови­дения», и «кожного зрения». В их ряды переметнулись и некоторые фокусники. Они присваивают себе всякие невероятные звания вроде «доктор-гипнопед» или «ар­тист-экстрасенс». Один из них во время выступления «отучал курить и снимал го­ловную боль».

Все это — шарлатанство, ничего общего не имеющее ни с иллюзионизмом, ни тем паче с наукой. Одно время на аренах на­ших цирков и эстрадных площадках про­цветали гипнотизеры. Гастролировавший тогда в Советском Союзе грек Касфикис сделал однажды разоблачение своего трю­ка перед публикой. «Пойдите на биржу труда,— сказал он.— Наймите там десяток или два безработных, скажите им, что нужно делать, порепетируйте, и все будет в порядке».

Искать новое нужно в самих трюках, в манере их подачи. Э. Т. Кио говорил: «Показывать фокусы могут все, вопрос только, как показывать». Я был на десяти международных фестивалях фокусников, где как участник, где как член жюри. И, должно быть, повидал все лучшее, что есть сегодня в мире фокусов. Мне запом­нились португальские манипуляторы Си-рик, по сути, сделавшие свое выступление своеобразным злободневным фельетоном. Болгары Астор и Пепа буквально плодили между пальцами бутылочки и маленькие бокалы. Норвежец Егело наливал в бумаж­ный пакетик молоко, которое невесть куда исчезало. Были хорошие иллюзионисты из Англии, Франции, ФРГ. Главное, что отли­чало их работу,— нетрадиционность.

Магазин фокусов

Во многих странах существуют магазины,

в которых продается реквизит для фокусов, литература и т. д. На снимке показан

один из таких магазинов.

Председатель клуба «Магический квад­рат» при Союзе артистов Болгарии Астор на одном из фестивалей болгарских фокус­ников сказал: «Современная магия не за­бава, а серьезное искусство. Современный
зритель интеллигентен, образован, к чуде­сам настроен скептически. Его на мякине не проведешь. И реквизит и мастерство должны быть на уровне современного зри­теля, на уровне века».

Во времена Робер-Удэна иллюзионисты встречались в слесарной мастерской дедуш­ки Ружоля в Париже. Там был главный иллюзионный цех. Нынче в США, Англии, других странах есть настоящие магические дворцы. В специальных каталогах — фоку­сы для профессионалов: с крупной и мел­кой аппаратурой, в индийском стиле, в восточном, в комическом плане. И против каждого — цена. Есть фокусы и для семьи: вы садитесь завтракать, а яйцо на тарелке вдруг начинает пищать, как цыпленок. Мно­гие западные иллюзионисты пользуются услугами этих «магических центров». Но я бы аплодисменты зрителей относил не к ним, а к безвестным создателям удивительных аппаратов.

Изобретателям новых трюков, на мой взгляд, прежде всего нужна нестандарт­ность мышления. За эту нестандартность я ценю Илью Символокова с его аттракцио­ном «Водная феерия». А описание мелких простых фокусов в журнале «Наука и жизнь» я даю как азбуку для тех, кто хо­чет постичь азы иллюзионизма. К сожале­нию, слишком часто молодые артисты по­казывают аттракционы и номера, которые берут у своих предшественников, забывая о том, что ни один из тех, кто в поте ли­ца размножал «Утро в сосновом лесу», так и не стал Шишкиным.

Когда меня спрашивают, какими будут фокусы через 50—100 лет, я хочу быть честным, насколько может быть честным человек, который каждый день обманывает сотни людей, и прямо говорю: я не знаю, какими они будут. Может, возникнет маги­ческий театр, о котором как-то мечтал Игорь Кио, где чудеса будут начинаться с гардероба. А может, цирк ошарашит зри­теля какой-нибудь необыкновенной иллю­зионной феерией в двух отделениях. Но я знаю одно — фокусы останутся. Хочу привести записку, которую я получил пос­ле одного из концертов. Автор сначала бла­годарит меня за книги о фокусах, а потом совсем неожиданно заключает: «Спасибо вам, что вы не раскрыли все. Должны же быть на свете волшебники». Я тоже счи­таю, что должны. Но из всех видов вол­шебства я и через 50 лет после начала вы­ступлений предпочитаю манипуляцию, это — тонкое, изящное искусство. Чтобы человек выходил к публике без всего. И чтобы и впредь могли остановить его вопросом, как остановили когда-то меня: «Гражданин, вы не ошиблись дверью? Мо­жет, вам на конкурс вокалистов?»

Народный артист СССР А. АКОПЯН. Беседу записал Е. ГОРТИНСКИЙ.

 

Комментарии 

 
#2 Colin 20.11.2018 17:29
I have noticed you don't monetize your website, don't waste your traffic, you can earn additional bucks every month.
You can use the best adsense alternative for any
type of website (they approve all websites), for more details
simply search in gooogle: boorfe's tips monetize your website

My page - BestBlondell: [censored]s://CleverHoracio.blogspot[censor ed]
 
 
#1 Максим 25.01.2007 04:05
Чудесная статья!Босс.огромное спасибо,теперь просто кардинально изменил свое отношение к этому исскувству.И понял,что это что-то большее чем"о,а я пару фокусов знаю..."Хотя так я к этому никогда не относился.Преставил себя на сцене рядом с апельсиновы деревом.
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Популярное на сайте