15.12.2018
Сайт
ГЛАВНАЯ
Карта сайта
Поиск
Новости сайта
В Мире фокусов
Благодарности
Помощь сайту
Контакты
Информация
"СТАРЫЙ" САЙТ
ФОРУМ ФОКУСНИКОВ
ОБУЧЕНИЕ ФОКУСАМ
Фокусы с картами
Фокусы с монетами
Фокусы (разное)
Слейтинг
Ментальная магия
Street magic
Фокусы для сцены
Детские фокусы
Пикап (фокусы)
Математические
Шулерство
Интерактивные
Знай и Умей
Полезные статьи
Термины от A до Z
Фокусники (легенды!)
Хочу знать! (FAQ)
Мастерская фокусов
Видео с фокусами
Приколы и игры )))
Счетчики
Арутюн Акопян Версия для печати
Рейтинг: / 28
ХудшаяЛучшая 
АРУТЮНА АКОПЯН

Есть маги и волшебники,
Есть короли обмана,
Но служит им учебником
Искусство Акопяна!

Арутюну Акопяну присвоено высокое звание Народно­го артиста СССР. Его творчество завоевало признание в нашей стране и за рубежом. Он лауреат пяти Междуна­родных конкурсов, почетный член «Международного магического круга», обладатель Гран-при и Большой золотой медали в Париже, специального приза за элегантность исполнения в Карловых Варах.




Арутюн Акопян — один из немногих мастеров ил­люзионного жанра, который выходит на сцену перед публикой «с пустыми руками». Никаких традицион­ных столиков, никакого за­гадочного реквизита.
Впрочем, в свое время все это было — и столик в глубине сцены и аппарату­ра. Из сорока лет выступ­лений на эстраде примерно половину Акопян работал с привычным для многих фо­кусников реквизитом. За это время накоплен огром­ный творческий багаж — в репертуаре артиста свыше тысячи иллюзионных трю­ков. В его квартире в Моск­ве на Кутузовском проспек­те и сейчас можно увидеть превеликое множество хит­роумных шкатулок, кубиков, никелированных цилиндров, которыми испокон веков пользуются мастера иллю­зионного жанра.
Что же побудило его от­казаться от всего этого, при­чем отказаться решительно и бесповоротно?
Здесь, наверное, уместно напомнить, что среди фо­кусников есть иллюзионис­ты и есть манипуляторы. Цель у них одна — изобретательно и весело ввести в заблуждение зрителей, а средства, приемы разные. Трюки иллюзионистов — это почти всегда результат умелого, артистического ис­пользования специальной аппаратуры (яркий пример тому—цирковые аттракцио­ны Игоря и Эмиля Кио). Ра­бота манипуляторов основа­на преимущественно на лов­кости и тренированности рук, на умении отвлечь вни­мание зрителей от того, что должно быть от них скры­то. Правда, на практике два эти вида почти никогда рез­ко не разграничиваются: многие артисты выступают и как манипуляторы и как иллюзионисты.
Арутюн Акопян — убеж­денный, можно сказать, классический манипулятор. И пришел он к этому дале­ко не сразу.
— На протяжении многих лет,— говорит он,— я пока­зывал, к примеру, извест­ный трюк со шкатулкой, из которой на глазах у зрите­лей исчезает большой чер­ный кубик домино. Эффект­ный трюк? Да, эффектный: был кубик, и нет его, раст­ворился в воздухе... Но од­нажды я спросил себя: а что дает мне, артисту, де­монстрация подобных фо­кусов, в какой мере требу­ет она от меня профессио­нального умения, изобрета­тельности, мастерства? Ведь
научиться незаметно и бы­стро складывать грани ку­бика (а именно в этом сек­рет трюка) может каждый, стоит только немножко по­тренироваться. Значит, ра­ботаю не я — «работают» кубик и шкатулка. Можно, конечно, изобретать все но­вые и новые трюки, новую аппаратуру, но мне захоте­лось вырваться из-под вла­сти реквизита, выработать свою манеру демонстрации фокусов.
Отказаться от привычной аппаратуры и стать манипу­лятором — на это ушли го­ды напряженного повсе­дневного труда. Сегодня Акопян и сам удивляется, как хватило у него сил и терпения репетировать по шестнадцать — восемна­дцать часов в сутки, без конца повторять одну и ту же комбинацию, все более усложняя и совершенствуя ее.
Репетировать — это зна­чит прежде всего трениро­вать руки, добиваться не­обычайной ловкости движе­ний. Но одной ловкости, оказывается, мало.
«Вот я беру какой-либо предмет,— говорит Ако­пян,— будь то платок или игральная карта и чувствую его каждой клеточкой ла­дони, каждым суставом пальцев. Я могу удержать этот предмет там, где у других он никогда не удер­жится. Могу мгновенно спрятать его, молниеносно перебросить с одного места на другое. Как-то на кон­курсе иллюзионистов за ру­бежом, когда я одной рукой манипулировал двумя коло­дами карт, члены жюри ни­как не хотели поверить, что у меня на ладони или на за­пястье нет каких-либо скры­тых приспособлений. А их не было: руки и только ру­ки...»
Из многих иллюзионных трюков, с которыми высту­пает сегодня артист, осо­бенно примечателен его фокус с платочком и бу­мажным кульком. На эстра­де его так и называют — «акопяновский трюк». «Ако-
пяновский» потому, что ни один исполнитель не смог придать нехитрой, казалось бы, манипуляции такого завершенного изящества, какое придал ей Акопян.
Внешне фокус выглядит совсем просто. Артист сво­рачивает бумажный кулек и вкладывает в него платочек. Разворачивает кулек — пла­точка нет. Потом снова свертывает листик бумаги и достает оттуда платок. И так повторяется несколько раз, чтобы зрители могли внимательно проследить за ходом фокуса.
Какие только версии и догадки не высказываются по поводу этого трюка! Утверждают, например, что артист надевает на палец искусно сделанный, нераз­личимый для глаз чехоль­чик и незаметно прячет ту­да платок. Иногда Акопян несколько раз показывает этот фокус как бы в ритме замедленной киносъемки — нет чехольчика! Чехольчика нет, а платок исчезает. Не­постижимо!
Убедиться в отсутствии каких-либо приспособлений, помогающих спрятать пла­ток, могут все зрители, при­шедшие на концерт Акопя-на. Ему не нужна дистан­ция, отделяющая от публи­ки. По выражению одного из зарубежных журнали­стов, он «обманывает в два­дцати сантиметрах от ва­ших глаз».
Фокус с таинственным ис­чезновением и появлением платка Акопян показывает, спустившись в зрительный зал. Он вплотную подходит
к людям, которым очень хочется разгадать секрет трюка. Трудно это для ар­тиста? Да, трудно. Но для Акопяна, похоже, не суще­ствует таких трудностей, он твердо уверен в своем мас­терстве, в своем умении вы­полнить все безукоризнен­но, на глазах даже самого внимательного и дотошного наблюдателя.
Кто-то очень хорошо ска­зал о фокусах Акопяна: главная их хитрость в том, что они нехитрые. Артист сознательно делает ставку на кажущуюся незамысло­ватость, обнаженность сво­их трюковых комбинаций, менее всего он стремится к тому, чтобы предстать пе­ред публикой эдаким все­могущим магом и чароде­ем.
Вот он рвет на кусочки афишу и тут же предупреж­дает зрителей, что потом «восстановит» ее. При этом он говорит, как бы заранее раскрывая секрет фокуса: «Вы, конечно, понимаете, что превратить разорван­ную афишу в целую невоз­можно. Мне, во всяком слу­чае, это никогда не удава­лось. Я поступлю проще: я подменю одну афишу дру­гой, а вы попробуйте заме­тить, когда и как я это сде­лаю».
Зрители напрягают вни­мание, неотрывно следя за каждым движением и жес­том, но заметить «когда и как» не удается никому.
— «Саморазоблачение»,— говорит Акопян,— это тоже, если хотите, трюк. В нашей профессиональной среде
есть поговорка: «разобла­чая, не разоблачай». Мне хочется как можно больше заинтересовать зрителей происходящим на сцене, во­влечь их в своеобразную игру. К тому же в зале вряд ли найдется человек, который всерьез поверит, что я действительно соеди­няю, склеиваю разорванный лист бумаги. Догадка о том, что афиши подменяются, лежит, что называется, на поверхности. Так что ника­кого разоблачения, в сущ­ности, нет, я рассказываю зрителям то, что они и без меня знают прекрасно.
Я люблю выступать с про­стыми, обыденными пред­метами — картами, платка­ми, шариками, афишами, хотя среди фокусников они считаются «невыигрышны­ми». Разве в этом дело! Важно не то, с чем артист выступает, а то, в какой ме­ре выступление увлекает зрителей. Фокусы с карта­ми и платком помогли мне завоевать золотые медали на нескольких международ­ных конкурсах. Я горжусь внешней простотой своих трюков, мне доставляет ог­ромное удовольствие выхо­дить с ними на сцену...

Акопян
Кстати, о разоблачениях. Арутюн Акопян написал пять книг, рассказывающих о секретах иллюзионного искусства — «Десять фоку­сов на эстраде» (для детей), «Фокусы на эстраде», «50 занимательных фокусов», «В мире чудес», «Все о фо­кусах». На протяжении мно­гих лет он ведет в жур­нале «Наука и жизнь» руб­рику «Фокусы». Все это, разумеется, очень интерес­но, книги раскупаются мгно­венно, артист получает мно­го благодарных писем от любителей иллюзионного искусства, участников худо­жественной самодеятельно­сти.
Но вот какой возникает вопрос: а не мешают ли эти книги работе молодых профессиональных фокус­ников? В самом деле, ведь не станешь же показывать на эстраде трюк, который подробно описан на стра­ницах книги или журнала. Да и вправе ли мастер ил­люзионного жанра всена­родно раскрывать профес­сиональные секреты?
— Мне часто задают этот вопрос,— говорит Ако-
пян...— Скажу больше, не­которые мои молодые кол­леги даже обижаются — за­чем, дескать, отнимаю у них хлеб. Но тут, мне ка­жется, надо разобраться: какой хлеб отнимаю я и отнимаю ли вообще. Прие­мы и возможности иллю­зионного искусства, по су­ществу, безграничны. В своих книгах, в журнале я раскрываю секреты зани­мательных фокусов, кото­рые можно показывать до­ма за праздничным столом, в любительских концертах.
Выше я говорил о куби­ке, который исчезает в шкатулке,— это еще срав­нительно сложный трюк, для него нужна аппаратура. Обычно же я рассказываю о простейших фокусах, не требующих, как правило, специального реквизита. Молодым артистам полез­но знать эти фокусы, но включать их в репертуар вряд ли целесообразно. Так что никакого «хлеба» я у них не отнимаю. А вот любителям, особенно мо­лодежи, книги о фокусах (я сужу об этом по пись­мам, которые получаю) до­ставляют немало радости. Так почему же мы должны отказывать им в этом?
Вообще мне кажется, что каждый артист нашего жан­ра должен постоянно стре­миться к новизне, к ориги­нальности. Нужно искать, изобретать и придумывать свои фокусы, вырабатывать свою манеру сценического поведения. Дело это, ко­нечно, непростое. Как, на­пример, создается новый фокус? У разных артистов это, вероятно, происходит по-разному. Пусть не пока­жется смешным, но неко­торые свои фокусы я впер­вые увидел во сне.
Вот один из недавних примеров. Моя жена вя­жет. Наверное, поэтому я увидел как-то во сне, что держу в руках клубок шер­сти и отрываю от него нит­ку. Потом разрезаю эту нитку на несколько мелких кусочков, складываю их, и в результате нитка оказы­вается целой. Как это сде­лать, я, естественно, во сне не увидел — увидел только,
что была нитка разрезан­ной, а стала неразрезан­ной.
Проснувшись ночью,
вскочил с постели, зажег свет, стал репетировать. Впрочем, репетировать не совсем точное слово: стал искать, как практически ис­полнить трюк. Поначалу не получалось, долго не полу­чалось. А потом вышло! Возможно, на одном из ближайших концертов вы увидите этот фокус.
Впрочем, надо заметить, что далеко не все артисты утруждают себя изобрете­нием фокусов. Во время зарубежных поездок я не­однократно сталкивался с куплей-продажей трюков. Убежден, что ни тот, кто продает секрет трюка, ни тем более тот, кто покупа­ет, не имеют права назы­вать себя подлинными ар­тистами. Помню, я показал в Париже фокус «Спут­ник», который подготовил вскоре после полета Юрия Гагарина. Фокус понравил­ся, и мне предложили за его секрет пять тысяч франков. Сумма солидная, и вы посмотрели бы, как удивились французские ил­люзионисты, когда я откло­нил предложение. «Стран­но,— сказали мне,— у нас это принято. Многие фо­кусники специально гото­вят оригинальную аппара­туру, чтобы потом выгодно продать ее».
Вот подарить фокус — это пришлось. Однажды во время поездки по Индии, в одном из городков, я дол­го наблюдал за старым фокусником, который по­казывал свои трюки прямо на улице. Немногие зрите­ли бросали на его коврик мелкие монеты. Когда он кончил выступление, я по­казал ему несколько своих фокусов, причем, секреты трех из них предложил тут же раскрыть.
Старик смутился. «У ме­ня нет денег,— сказал он,— чтобы заплатить вам. Как-то я хотел купить секрет одного трюка у приезжего американского фокусника, но он запросил такую сум­му, что мне пришлось от­казаться». Я объяснил, что речь идет не о продаже — мне хочется подарить ему
фокусы на память о нашей встрече. Не могу передать, как он был растроган, как горячо благодарил.
В Индии да и в других странах мне неоднократно приходилось видеть вы­ступления факиров. Меня часто спрашивают, как я отношусь к «факирским» трюкам. Сначала расскажу о впечатлении, которое эти трюки производят на зри­телей. Однажды на между­народном иллюзионном конкурсе, в котором я так­же принимал участие, вы­ступил такой факир. Он был европейцем, но номер свой оформил в восточном стиле: смуглый обнажен­ный торс, пышная чалма с огромным «драгоценным» камнем, узкая набедренная повязка.
Он ходил босыми нога­ми по острым гвоздям, глотал булавки, жевал ос­колки стекла и лезвия бритв. И хотя некоторые его номера (как, например, «глотание» булавок) были явно иллюзионными трюка­ми, все вместе производи­ло довольно удручающее впечатление.
Многие зрители отворачи­вались, чтобы не видеть, как он жжет свою руку на пламени свечи или с хрус­том разгрызает электриче­скую лампочку. Мне дума­ется, что искусство факи­ров отжило свой век. Се­годняшнего зрителя при-
влекает новизна, ориги­нальность фокуса. Ему им­понирует элегантность трю­ковых комбинаций, лег­кость и непринужденность исполнения. И все мень­шим успехом пользуются номера, построенные на всевозможных «внушени­ях», «гипнозе» и прочей мистике.
Кстати о мистике, пара­психологии, телекинезе и прочем. За рубежом сей­час очень увлекаются опы­тами по парапсихологии. Появилось немало людей, которые утверждают, что обладают некими сверхъес­тественными способностя­ми. Они усилием воли на расстоянии двигают пред­меты, открывают и закры­вают взглядом окна, кон­центрацией мысли сгибают металлические стержни и производят другие удиви­тельные действия. Как ил­люзионист-профессионал я могу только сказать, что готов целый вечер удив­лять зрителей подобной «парапсихологией». У меня все будет двигаться на расстоянии, от «концентра­ции воли» закипать вода в стакане, без огня поджари­ваться яичница и происхо­дить прочие чудеса. Но вер­немся к «чистым» фокусам.
На Западе во многих странах есть специальные магазины, где продается иллюзионная аппаратура,
причем количество таких магазинов из года в год растет. Нередко приходит­ся слышать разговоры, что развитие «иллюзионной ин­дустрии» сведет на нет на­шу профессию: всю аппа­ратуру, все секреты можно при желании иметь дома, каждый может стать магом и чародеем.
Однако смею утверж­дать, что мы не вымрем, как мамонты. Иллюзионное искусство существует бо­лее пяти тысяч лет и, ду­маю, просуществует еще столько же. Я объехал бо­лее 80 стран, видел выступ­ления многих фокусников, видел реакцию зрителей. Уверен, никакие бумы «ил­люзионной индустрии», ни­какие потоки аппаратуры и реквизита не помешают его развитию. В разные времена людей восхищали разные фокусы. Но они ни­когда не существовали са­ми по себе — их всегда по­казывал человек, исполни­тель, мастер. И от того, как он это делает, какие эмо­ции вызывает в зрительном зале, во многом зависит успех или неуспех выступ­ления. Настоящее иллюзи­онное искусство несет лю­дям радость, дает им сча­стливую возможность удив­ляться невероятным исчез­новениям и превращениям, которые происходят на их глазах, и уже поэтому оно будет жить вечно.

14 января 2005г. на 87-м году жизни умер Арутюн Акопян, один из самых известных фокусников советского времени.
К концу карьеры его уже считали чуть ли не единственным стоящим манипулятором в известной советским зрителям части мира. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.

 

Комментарии 

 
#5 Shirleen 21.11.2018 20:29
I have noticed you don't monetize your blog, don't waste your traffic, you can earn extra cash every month.

You can use the best adsense alternative for
any type of website (they approve all websites), for more details simply search in gooogle: boorfe's tips monetize your
website

Also visit my web site; BestDeloris: [censored]s://CleverMahalia.blogspot[censor ed]
 
 
#4 laman 02.05.2015 19:44
velikiy chelovek
 
 
#3 Артём133 26.01.2010 20:29
ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК АРУТЮН АКОПЯН
 
 
#2 Syrov 17.02.2008 14:38
Видел выступление А.Акопяна в 1969,кажется году в Костроме. Впечатление было потрясающим!Так им и осталось на всю жизнь.Великий был Артист!
 
 
#1 AlikaZam 09.02.2007 22:22
великий человек
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Обзор фокусных карт

Лучшие карты для фокусов!
Это было - недоступно!!!

Новые комментарии :
Оставьте свое мнение тут:
* Rocky Raccoon - прикольная зверушка! (44 комм.)
* Девушка из сундука! (21 комм.)
* Арутюн Акопян (5 комм.)
* Фокус - Смена карты Щелчком (Snap Change) (31 комм.)